Итак, термин пентатонный звукоряд (пентатоника) произошел от слияния двух греческих слов: "pente" - пять и "tonos" – "тон, звук".
Пентатоника является звкорядом, состоящим из пяти различных по высоте звуков, расположенных в пределах одной октавы.
Иногда называют "китайским звукорядом" (пентатоника типична для китайской музыки) Пентатонный звукоряд строится с помощью чередования одной или двух больших секунд (б.2) - 1 тон (2 полутона) и малых терций (м.3) - 1.5 (3 полутона).Терции в звукоряде не могут располагаться подряд
Пентатоника относится к "ангемитонным звукорядам", т.е. таким, где нет полутонов.В пентатонике не встречается интервал "малая секунда" (м. 2) - 0.5 тона,полутон.На фортепиано полутон-ближайшее расстояние между двумя
клавишами,на гитарном грифе это расстояние равно одному ладу
Соответственно этому можно построить 5 пентатонных звукорядов, различных, по интервальному составу (модусов)
1. C (б. 2) D (м. 3) F (б. 2) G (б. 2) A (м. 3) (до-ре-фа-соль-ля)
2 C (б. 2) D (б. 2) E (м. 3) G (б. 2) A (м. 3) (до-ре-ми-соль-ля)
3. C (б. 2) D (м. 3) F (б. 2) G (м. 3) B (б. 2) (до-ре-фа-соль-сиь)
4. C (м. 3) Eb(б. 2) F (б. 2) G (м. 3) B (б. 2) (до-миь-фа-соль-сиь)
5. C (м. 3) Eb(б. 2) F (м. 3) Ab(б. 2) B (б. 2) (до-миь-фа-ляь-сиь)
Для октавного замыкания к звукорядам можно добавить верхний звук С(до)
Натуральными называются лады, появившиеся естественным образом- в фольклоре.
Натуральных ладов существует очень много. Наиболее известны и употребимы:ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский лады
Их можно получить, если играть мажорную гамму не только от первой ступени, но и от других. Например, от первой ступени до первой (октавой выше)- образует ионийский (сейчас этот лад называется просто мажором)
От второй до второй- дорийский лад, он практически идентичен минорной гамме, но с высокой шестой ступенью)
От третьей до третьей-фригийский лад (минор со второй низкой ступенью).
От четвертой до четвертой-лидийский лад (мажор с четвертой высокой)
От пятой до пятой-миксолидийский лад (мажор с седьмой низкой).Этот лад очень популярен в современной музыке, особенно джазе, где его также называют доминантовым.
От шестой до шестой-эолийский лад (то есть обыкновенная минорная гамма-натуральная, а не гармоническая). Вся западноевропейская музыка с эпохи классицизма базировалась на использовании именно гармонического минора. Русские же классики в своем творчестве активно использовали и натуральный минор
От седьмой до седьмой-локрийский лад (минор со второй и пятой низкими)